25 СЕНТЯБРЯ 2014 г.
ЕВГЕНИЯ ХОДОРОВА
Покуда оппозиционеры и вообще все, кто заглядывает в исторические дали чуть дальше собственного носа, машут от ужаса руками, понимая, что российское руководство и послушные ему элиты тащат государство в пропасть, да уже почти что и втащили, мне хочется задать этой достойной части населения один вопрос. По-моему, важный.
читать дальше
Господа, любое начальство, в том числе государственное, имеет свойство рано или поздно меняться. По собственной ли воле, по воле ли сапога, ударившего его в известное место, — неважно. Уйдет и наше. И эпоха сменится, и новая перестройка, едва лишь лопнет нефтяная халява, нагрянет, и идеологи из прикормленных, облизывающие нынче власть, обретут наконец-то свободу. О которой мечтают, разумеется, денно и нощно. Кто б сомневался.
Заря, словом, взойдет — куда ей еще деваться.
Но остается вопрос. Ау, профессора, академики, журналисты, писатели и прочие умники! Милостивые государи и государыни, а с народом-то нашим вы что делать собираетесь? К вам этот вопрос. С народом, состоящим не из Андреев Зубовых и Дмитриев Быковых, а из публики иной. Можно сказать, прямо противоположной. Из публики, хлебнувшей телевизионной крови по горло, до икоты, и потому питающейся в основном ненавистью; из публики, радостно готовой к оболваниванию и утратившей последние остатки здравого смысла; из публики, работать почти напрочь разучившейся, зато усвоившей, что воровать — дело доброе и надежное, а главное безнаказанное, и стремящейся чуть ли не поголовно в чиновники (посмотрите на конкурсы в соответствующие вузы); из публики, ничего, кроме телепрограмм, давным-давно не читающей, радостно гогочущей, когда убивают «чурок» и прочих «чучмеков», и жалеющей, что убивают мало? Из публики, мечтающей о возрождении смертной казни, как величайшего блага? Из публики, абсолютно лишенной понимания того, что закон — это закон, штука незыблемая, и именно потому нарушать его нельзя? Из публики, раздумчиво тянущей: «Э-э, что закон!», слыша интеллигентские сопли-вопли про Крым и про то, что лезть в чужое государство в камуфляже и с танками — штука беззаконная, в приличном обществе недопустимая, и не понимающей, что завтра это самое «э-э…» стукнет ей самой по голове? Из публики, сумевшей даже православие, исконный фундамент русской нации, прогнуть под себя и превратить в дубину? Из публики с явно и давно поврежденным генетическим кодом, для возрождения которого понадобится не одно столетие?
Господи, не сказать бы — тысячелетие.
Друзья, снимите-ка розовые очки, прочно приросшие к лицу, и взгляните правде в глаза. Не бойтесь, она не укусит. Укусит вранье и малодушное увиливание от истины. Которая недвусмысленно говорит: не в руководстве страной дело. И не в «плохих» министрах и не в сидящем на троне приблатненном пахане (он же мачо). Власть и народ давным-давно поняли друг друга, не нужно тут себя обманывать, а если иногда и ссорятся, то главным образом потому, что старший брат зарвался и плохо делится с младшим. Потому шумное снятие с важных постов одних (Ивашку на копья, любимая народная забава, которой надо время от времени потрафлять) и назначение других ровным счетом ничего не меняют. Да и не могут изменить. Младший брат исправно поставляет «наверх» новые кадры, молодые и свежие, так что тут все в порядке.
А сейчас обе враждующие, они же братские, стороны тем паче поняли друг друга и на всех парусах, обнявшись, устремились вперед, к борьбе с мировым злом, то бишь с Западом и Америкой, к которому примкнула и «бандеровская» Украина. Нам бы теперь водрузить российский флаг над половиной мира — и свою историческую миссию, почитай, исполнили.
Богоспасаемый наш народ в большинстве своем, будьте уверены, проголосует «за».
Точно так же трезвый взгляд на народ, точнее, на плоды советской и постсоветской его селекции, позволит легко понять, что выйдет из наивных-пренаивных надежд на возрождение отечественных товаропроизводителей. Хотя я сейчас не про них, а про тех, кто нажил ого-го какие состояния, занимаясь не производством, а исключительно закупкой и аферами на торговом фронте. Заставить их всерьез работать, то бишь что-то организовывать, невозможно так же, как старых воров-домушников или «щипачей». Это другая человеческая генерация, особая порода, выведенная в советских и укрупненная в постсоветских лабораториях. Это публика, способная только и исключительно мухлевать, обходить закон слева и справа («э-э, что закон…»), выкручиваться, переклеивать этикетки, — но работать?..
Чтобы убедиться, что это наше и только наше порождение, не нужно загранкомандировок. Нужна недлительная командировка в любую российскую глубинку, населенную людьми, которым сначала работать негде, а потом — не хочется.
И даже грозящий государству обвал экономики и неизбежное затягивание поясов не слишком сильно пугают наше ко всему привыкшее население, особенно пожилое. Пожалуй, даже радует — привычка! Народ подтянется, приосанится, глаза молодо заблестят… Годков пятьдесят — как ни бывало. Но если и молодых заставит взяться за ум только и единственно собственное брюхо — этот факт тоже не сильно должен нас обнадеживать.
Брюхо все-таки не голова. Набить его проще. Да и жить одним только брюхом — штука безрадостная.
А ежели к месту припомнить почто сплошную дебилизацию населения, успешно проведенную с помощью ЕГЭ, явно задуманного с далеким прицелом… И убийство в стране культуры и науки, тоже несомненно целенаправленное… И грошовые заработки тех, кто хочет хоть как-то этому противостоять…
На месте самого высокого начальства я боялась бы такого народа куда больше, чем всех оппозиционеров вместе взятых, даже вышедших на многотысячный митинг. Они как раз народ нестрашный. А вот что делать с многомиллионным населением, разгоряченным от крови и возбужденным сверх всякой меры?..
Да. Ну и вопросики у вас, однако, что со всем этим делать. Это целую Академию наук надо подключать, да чтоб денно и нощно трудилась. А у Академии наук своих проблем целый воз, за что тоже спасибо родному государству.
Но делать-то что-то надо. Не сделаем — придется нашим высоколобым умникам, господам философам, сочинять сначала новые «Вехи», а потом, на обломках распавшейся страны, — «Из глубины».
Так что думайте, господа и братцы, думайте. В народ ходите, а из него выйдя, хватайтесь не за голову, а за книги. Их разумные люди, тоже кое-что понимающие в народной психологии, а также в государственной политике, написали несчитано. Вообще — надо шевелиться. Покуда еще и в самом деле не поздно.
Еще одна пошлость
![](http://3.firepic.org/3/images/2014-09/25/gn9dfjdmubjl.jpg)
2 ИЮНЯ 2014 г. ЕВГЕНИЯ ХОДОРОВА
Надеюсь, Виктор Шендерович не будет в претензии, если я дополню три подмеченные им пошлости, от коих тошнит любого приличного человека, еще одной.
Той, что звучит по городам и весям и произносится с тошнотным пафосом и многозначительным вздохом.
«Да, моего деда (прадеда, прабабку, отца) расстреляли (сослали, умер с голоду, покончил с собой). Но не в том суть. Я это прощаю. Эпоха-то какая была! Достижения!..
Страну восстановили!.. Дружба!.. В космос летали! (Книжки читали.) Были, были у социализма положительные стороны». И т. д., в зависимости от интеллекта и темперамента. Со вздохом и чувством глубокого историзма в глазах. А также со светлой благодарностью прошедшим временам, что в общем-то дело доброе.
Боже спаси, я не за то, чтобы взывать к мести. Но, сдается мне, что-то сместилось в головах у соотечественников. Мощно так сместилось. Как сказано у Фазиля Искандера, «бывает эпоха, когда коллективную вонь народ принимает за единство духа».
Так вот, мы объяты сейчас этой вонью так, что не продохнуть. И как хотите, а мне лично очень не хватает такого голоса, хорошо бы молодого, но можно и не очень, который бы с маяковской мощью гаркнул: да будь ты проклята, власть, убившая (расстрелявшая) моего деда! Да пропадите вы пропадом с вашими достижениями, липой, враньем и лицемерием! Да в аду гореть вам, палачам, цензорам, растлителям малолетних и взрослых, всей этой своре псов с окровавленными мордами! Да по сей день не продохнуть от ваших миазмов, вы всю планету отравили так, что места чистого не найдешь!
А вот нету его, такого голоса. Голоса звучат мягонькие, въедливые, почти что, по Зощенко, тараканьи. И чем дальше, тем тише, благостнее, добродушнее. Типа: а родители мои ничего, с теплотой пионерство свое вспоминают (изрекается с сытой отрыжкой, после возвращения из Эмиратов–Турции–Таиланда). И колхозы бывали вполне приличные. И колбаска бывала (если бывала) получше нынешней. Квартиры давали. Все заодно были. Дружба. Мир. Благоденствие. Почти что Берендеево царство. Разве что взамен Берендея то сатана с усами, то знатный кукурузовод, то державный бровеносец.
И мы, вот с такими-то понятиями о добре и зле, должном и сущем, о чем-то еще мечтаем? Да нас уже, в сущности, как нации не существует, вот о чем все эти речи с непреложностью факта и говорят. Мы предали и предаем своих раскулаченных прадедов и умерших в блокаду дедов, высланных и погибших в ссылке родителей и дядей-теток. Мы самих себя предаем, со всеми потрохами и собственной трусливой и угодливой шкурой.
И вылезает сегодня на страницы петербургской газеты — вот совсем близкий пример — некто уже пожилой, наставник молодежи, переживший блокаду Ленинграда, и говорит, что 16-летний Юра Рябинкин, умерший от голода, чей дневник вошел в «Блокадную книгу», — «мальчишка, который не работал, не учился… выживал», так стоило ли о нем вообще говорить? И доктор политологии Сергей Караганов из самого МГИМО, тоже воспитатель юношества, без тени смущения в честнейших очах рассказывает, как, «прекрасно понимая, что вступаю в организацию с преступной идеологией и с преступной практикой», то бишь КПСС, сделал это исключительно «из карьерных соображений». И Людмила Жукова в «Литературке», прежнем надежном оплоте интеллигенции, вещает, что депортация крымских татар спасла этот народ «от гнева фронтовиков», благодаря чему он и сохранился, как «пчелиный рой».
Миллионы их, таких примеров. Почти столько же, сколько населения. Но беда-то в том, что это именно население. Не нация. Наше несчастное, запутавшееся, оболваненное, ослепленное население, летящее в пропасть, приветливо помахивая при этом ручкой. Хорошо летим…
И то: тысячи, десятки тысяч пропагандистов самого разного калибра трудились тут, как могли. Обрубали причинно-следственные связи, заставляли забыть о здравом смысле, на помойку, подальше, чтобы не докопаться было, выкидывали память, честь, совесть, сострадание. Сегодня в результате этих неустанных трудов достигнуто главное: убито понимание того, что всё переживаемое нами сейчас есть второе действие русской трагедии, начатой в 1917-м (про более отдаленные времена не говорим, хотя и надо бы). Разве что с антрактом небольшим на рубеже 80-х – 90-х.
И естественное чувство своего сородства с теми, убитыми, исчезнувшими, стертыми в пыль, пусть даже по крови и не роднёй, тоже убито. А оно сегодня — единственное, что сделало бы нас нацией. Не оголтелый полусумасшедший «крымнаш», а память. Но это надо именно что чувствовать. Хотя и понимать, самым что ни на есть трезвым умом, тоже не мешает.
На отравленной же почве вырастают, увы, только ядовитые грибы, даже если изначально они назывались боровиками и подберезовиками. А мы ее, нашу родную почву, всё травим и травим...
… Я не прощу власти своего расстрелянного в 1918-м прадеда, петроградского инженера-путейца. Не прощу умерших в блокаду предков, общим числом 14 человек, его потомков.
ибо надо наконец-то прямо сказать, не увиливая и не выкручиваясь, что ленинградская блокада — во многом следствие людоедской политики отечественных верхов времени и предвоенного, и военного. Не прощу умершей в 60 лет матери, школьницы блокадных лет, потом — фронтового санинструктора, многажды раненной. Не прощу собственного пионерского детства и комсомольской юности, отравленных ложью, которые мы тогда даже не замечали, как не замечают испорченного воздуха, ибо дышат им с пеленок. Не прощу 17-ти лет каторги, которые прошел мой учитель Лев Разгон. Не прощу раскулаченных предков своего свекра.
Не хочу слышать про добрую прежнюю власть. Мерзостью она была — и больше ничем.
@музыка: Alea jacta est
@темы: Okiniiri, Записки вольного мозговеда, Anthony ~Cherry~ Stark diary, НароШно не придумаешь, Для справки