Ян Крылов
31.10.2013
![](http://2.firepic.org/2/images/2013-11/04/x5dq64npe4i1.jpg)
Наш специальный материал «Легенды Асгарда: Уолт Саймонсон и Дэн Юргенс», приуроченный к долгожданному выходу в российский прокат фильма «Тор 2: Царство тьмы», завершается эксклюзивным интервью с талантливым Дэном Юргенсом — человеком, которому за несколько лет работы над комиксом "The Mighty Thor" впервые удалось полностью изменить читательское восприятие образа бога грома и представить на всеобщее обозрение самые потаенные стороны личности этого могучего супергероя.
КиноПоиск впервые встретился с автором в середине июля 2013 года на конвенте Comic-Con в Сан-Диего, США. Дэн с радостью согласился поучаствовать в беседе и подробно ответил на все интересующие нас вопросы.
читать дальше
Небольшая справка об авторе. Дэн Юргенс — американский сценарист и художник комиксов. Родился 27 июня 1959 года в Ортонвилле, штат Миннесота. В его послужном списке есть комиксы с участием Супермена, Бэтмена, Человека-паука, Тора, Капитана Америка и многих других известных супергероев. На данный момент Юргенс продолжает свое тесное сотрудничество с издательством DC Comics, начавшееся еще в 1980-х.
![](http://2.firepic.org/2/images/2013-11/04/xwnow3gqhrzd.jpg)
— Мистер Юргенс, в первую очередь хотелось бы поблагодарить вас за то, что вы нашли время для нашего интервью. За шесть лет, с 1998 по 2004 год, вы создали 79 фантастических выпусков о приключениях могучего Тора. Каково вам осознавать, что прошло ровно 15 лет с исторического момента выхода второго тома этого иконического комикса?
— Честно говоря, мне кажется, что прошло не так уж много времени. (Смеется.) Да и вообще сложно думать об этом как о полноценной ретроспективе. 1998 год… Я только-только начал активно продвигать свою работу над вторым томом о Торе, тогда как первый издательство "Marvel" прикрыло еще в 1996-м. Сам герой, конечно же, хоть и появлялся время от времени в определенных комиксах серии "Heroes Reborn" с участием Мстителей, но на этом все обычно и заканчивалось. В 1990-х среди постоянных читателей нашлись даже такие, кто серьезно думал, что эра Тора как персонажа давным-давно уже канула в Лету. Вспомним хотя бы тот факт, что, когда наш герой впервые появился в августе 1962-го на страницах "Journey into Mystery" (# 83) от Джека Кирби, Ларри Либера и Стэна Ли, сама идея о светловолосом пришельце, внезапно провозгласившем себя богом грома, показалась всем поистине уникальной.
![](http://2.firepic.org/2/images/2013-11/04/t1bxsrwjvnhp.jpg)
Но в 1998-м дело обстояло совсем иначе, ведь в комикс-индустрии стало появляться все больше и больше новых супергероев, а про таких крепких ребят, как Тор, начали постепенно забывать. В итоге самые преданные фанаты "Marvel" единогласно задались одним и тем же вопросом: сумеет ли кто-нибудь вновь возродить живой интерес к великому громовержцу из Асгарда? К счастью, мне, сценаристу, и всей нашей дружной команде художников, состоящей из таких талантливых личностей, как Джон Ромита-младший, Энди Куберт, Стюарт Иммонен и многие другие, удалось достойно справиться с очень сложной задачей осовременивания Тора для нового поколения читателей. И с запуском события "Heroes Return" во вселенной "Marvel", где новые комиксы о Железном человеке, Капитане Америка, Мстителях и Фантастической четверке были хорошо приняты публикой и критикой, мы наконец-таки получили идеальную возможность вновь представить Тора на всеобщее обозрение.
— Удивительно еще и то, что именно в июле 2013 года также исполняется 30 лет с момента релиза знаменательной серии комиксов о Торе от легендарного американского сценариста и художника Уолтера Саймонсона. Что вы можете сказать по этому поводу? Оказало ли его творчество какое-либо влияние на ваше восприятие этого супергероя?
— Уолтер, несомненно, является моим самым верным наставником и близким другом. Он оказал на меня огромное влияние еще тогда, когда мне было всего лишь 14 лет. Именно он стал тем самым человеком, который получил мой первый комикс в редакции DC Comics и дал мне хорошую рекомендацию по выбору будущей профессии. Я очень сильно ценю его личный вклад в развитие истории Тора, но при этом я всегда осознавал, что мне нужно двигаться в другом направлении, которое попросту не повторяло бы все то, что было сделано им в 1980-х. Так что если в моих комиксах про Асгард и появлялись такие замечательные персонажи, как Малекит, Бета Рэй Билл и многие другие, созданные Уолтом, то это было отчасти из-за моего искреннего желания отдать дань его гениальным историям. И вообще я считаю, что для каждого сценариста и художника залог успеха любого сюжета про Тора заключается в разумном совмещении определенных аспектов из классических комиксов Джека Кирби и Уолтера с чем-то новым и современным.
— Что вас по-настоящему привлекло в мире комиксов и супергероев? Почему вы решили стать сценаристом и художником?
— Я впервые понял, что такое супергерои, еще в детстве, когда начал смотреть по телевизору популярное шоу про Бэтмена.
— Погодите, это то самое шоу с Адамом Уэстом?
— Совершенно верно! (Смеется.) Но до этого момента я даже и не знал, что такое комиксы. Как-то летним вечером в моем городке Ортонвилле я увидел местных ребят, сидящих на крыльце и читающих новые комиксы. Из любопытства я попросил у них посмотреть, что это такое, ведь я же их раньше и в глаза не видел. Это было невероятно! Вот так и началось мое непосредственное увлечение супергероями. Именно тогда я понял, что комиксы — это уникальный визуальный феномен, где ты постоянно можешь рассказывать самые невероятные и потрясающие истории. Мне очень понравилось это направление, вот почему я решил стать сценаристом и художником.
— Поддержало ли "Marvel" ваши креативные идеи и решения, касающиеся дальнейшего развития Тора как персонажа? В современной комикс-индустрии это такая редкость, когда создателям дают полную свободу действий на том или ином проекте.
— Да, конечно. В наши дни многие сценаристы и художники, работающие на «большую двойку» ("Marvel и DC Comics"), нередко бывают ограничены из-за постоянного давления со стороны редакторов и других людей, мешающих непрерывному творческому процессу. Но мне в свое время крупно повезло, так как у меня был отличный редактор в лице Тома Бривурта, который и по сей день работает в "Marvel". Он с самого начала активно поддерживал все мои инициативы по поводу вселенной Тора и ее многочисленных обитателей.
![](http://2.firepic.org/2/images/2013-11/04/rh8r2ytohbrw.jpg)
Нам необходимо было показать эволюцию Тора и представить его с совершенно иного ракурса. Он проходит нелегкий путь от молодого добродушного бога грома к величественному правителю Асгарда, который в какой-то момент сбивается с истинного пути и начинает пагубно использовать всю свою мощь для порабощения Земли. За все 79 выпусков этого комикса меня практически никто и ни в чем не ограничивал. Вот почему на протяжении стольких лет я свободно мог рассказывать именно ту эпическую историю, которую я изначально и задумал.
— Вы с самого начала планировали переход Тора на темную сторону, или это случилось немного позднее?
— Нет, не с самого начала. Продвигаясь в течение первых двух-трех лет в комиксе, мы с "Marvel" начали активно обсуждать этот конкретный вопрос. Изначально мы решили, что полноценно затронем эту тему в объемной графической новелле. И мы уже на тот момент даже определились с художником, так как прекрасно понимали, что подобную историю за один-два выпуска уж никак не расскажешь. К сожалению, этот художник не смог справиться с поставленной перед ним задачей. Я больше не мог терять времени и сам предложил воплотить этот же сюжет в нашем комиксе о Торе. Поначалу мы думали, что все это будет длиться около года, но у нас накопилось столько материала для развития персонажа, что мы были просто вынуждены расширять свой диапазон, чтобы продолжать двигаться дальше. Вот почему история о переходе Тора на темную сторону длилась так много лет.
— Использовали ли вы личности каких-нибудь известных диктаторов в качестве примера, проводя тщательное исследование в отношении новой безжалостной личности правителя Тора?
— Я думаю, что в какой-то мере сама идея тирании Тора заключается в том, что абсолютная власть всегда приводит к полному и окончательному моральному разложению личности. Самый первый шаг сына Одина был направлен на защиту всех жителей Земли, но чем больше контроля и власти он получал в свои руки, тем больше сомнений стали вызывать его поступки. А так как в нашем сюжете Один лишает Тора его человеческого альтер эго (Джейк Олсон), то он совсем забывает о том, что такое сострадание и милосердие. Таким образом, постепенно переходя на темную сторону, Тор начинает уподобляться своему жестокому и коварному сводному брату Локи.
Вся суть нашей интерпретации бога грома заключается в том, что он должен найти выход из того нелегкого жизненного тупика, в который он сам себя когда-то загнал. У Тора никак не получается мирно сосуществовать с теми обязательствами, которые были возложены на него не только Одином, но и жителями Земли. Ведь большинство асгардцев воспринимают юного бога грома как своего будущего короля, а вот земляне абсолютно разошлись во мнениях. Одни чтят Тора как мессию, а другие полностью отрицают его. Подобный драматический разрыв приводит к очень тяжелым последствиям не только для главного героя, но также и для его окружения.
Я считаю, что многие мои идеи во втором томе "The Mighty Thor" в чем-то идентичны тому, что я представил в комиксах про Супермена несколько лет назад. Но все же мне хотелось убедить публику в том, что Тор не является точной копией Кларка Кента, ведь многие часто сравнивают их друг с другом из-за наличия схожих сверхспособностей. Но на этом все сходство, пожалуй, и заканчивается.
— Подверглись ли ваши первоначальные идеи касаемо финала серии (Тор совершает путешествие во времени, чтобы исправить ошибки прошлого) каким-нибудь коренным изменениям со стороны издательства "Marvel", у которого уже на тот момент имелись свои планы на счет этого супергероя (его гибели во время событий комикс-кроссовера "Avengers Disassembled")?
— Да, именно так все и случилось. У нас долгое время был четкий план, которому мы всегда старались следовать: Тор мирно правит в Новом Асгарде, объединив Землю и королевство богов. Но через какое-то время там появляется могущественный межгалактический воин Десак, разрушающий все на своем пути. Наша команда сделала именно его самым опасным врагом Тора, причем настолько опасным, что наш герой был не в силах его одолеть.
![](http://2.firepic.org/2/images/2013-11/04/oyb2s2jb9a2f.jpg)
В итоге Новый Асгард оказывается в руинах, а все близкие громовержца гибнут прямо на его глазах. Именно тогда Тор наконец-таки осознает, что лично он несет полную ответственность за все происходящее. В конце этого сюжета Тор возвращается в прошлое и в корне меняет положение дел. В дальнейшем мы должны были показать нашего героя, который искупает свои грехи и учится снова помогать человечеству. У нас даже были мысли по поводу возращения в комикс доктора Дона Блейка, одного из главных персонажей вселенной Тора, не говоря уже об углубленном погружении в новую семью, созданную героем в будущем (сын Магни и жена Амора). И если бы не вмешательство "Marvel" в 2004 году, то именно эти аспекты и послужили бы ключом к нашей новой истории, которая, к сожалению, уже никогда не получит своего достойного продолжения.
Но главный парадокс заключается в том, что в 2007 году, ровно три года спустя после получения отказа, "Marvel" беззастенчиво использовало мою идею с Доном Блейком при запуске третьего тома «Тора». Поразительно, но ведь, когда я раньше предлагал им пойти в этом же самом направлении, мне цинично ответили, что в данный момент они пока не готовы рассматривать этот конкретный вопрос. Тем не менее я абсолютно убежден в том, что любой сценарист и художник имеют полное право на создание собственной интерпретации того или иного героя. Таким образом, "Marvel" может делать с Тором все, что захочет, но это вовсе не значит, что внимательные и знающие читатели не смогут найти лично мои сюжеты на книжных стендах в магазинах комиксов.
— С вашей точки зрения, должны ли сценаристы и художники из комикс-индустрии время от времени оглядываться на классические супергеройские истории из предыдущих эпох, чтобы создавать новые? К примеру, как когда-то это сделали вы в «Торе», тем самым отдав дань творчеству Джека Кирби и Уолтера Саймонсона.
— Честно говоря, я считаю, что все мы, сценаристы и художники, можем получать вдохновение и открывать для себя много интересного, если только будем время от времени оглядываться на лучшие оригинальные версии супергероев, представленные нам в самых ранних легендарных выпусках комиксов.
Лично для меня Тор всегда был особенным героем, так как он абсолютно ни на кого не похож. И это было хорошо заметно еще с самых первых выпусков "Journey into Mystery" от Джека Кирби и Стэна Ли, где бог грома не только отчаянно сражался с различными инопланетными пришельцами и завоевателями вроде Заррко, Галактуса и Эго, но также и умудрялся находить время на межгалактические путешествия по всем девяти мирам. Нужно было иметь поистине огромное воображение, чтобы не только представить на всеобщее обозрение подобные истории, но и суметь закрепить в памяти читателей таких ярких и колоритных персонажей, как Локи, Один, Сиф, Хеймдалл, Разрушитель и многие другие представители Асгарда.
![](http://2.firepic.org/2/images/2013-11/04/0k62gn46ode4.jpg)
Все комиксы о Торе, созданные командой Ли и Кирби в 1960-е, с точки зрения повествования и визуализации были настолько передовыми и креативными для своего времени, что остальным авторам нужно было постоянно делать заметки, если они хотели хоть как-то преуспеть за ними. И, на мой взгляд, только Уолтеру Саймонсону удалось сделать невозможное, когда он создал свою авторскую версию героя и ввел в сюжет Темных эльфов, Бета Рэя Билла, Суртура, Малекита, Алгрима и других.
Я всегда понимал, что мне нужно было равняться в своей работе именно на этих ребят, чтобы обрести такую же креативность и степень свободы творческой фантазии, которые были достигнуты ими за долгие годы, проведенные в комикс-индустрии. Хотелось бы верить, что и нашей команде также удалось создать что-то уникальное для вселенной Тора, то, чего никто другой еще до нас в комиксе не делал, а именно трансформацию главного героя в злодея, появление новых врагов в лице Темных богов и Десака и многое другое.
— Как вы думаете, что делает Тора таким уникальным супергероем даже после 51 года его продолжительного существования в комиксах "Marvel"? Почему он все еще так актуален среди многомиллионной армии фанатов по всему миру?
— По крайней мере для меня успех комиксов о Торе всегда был напрямую связан со всеми невероятными событиями, происходящими с ним в Асгарде. Возьмем, к примеру, динамичные взаимоотношения героя с Локи и Одином. Мы наблюдаем не только острый семейный конфликт (отцы и дети), но также и довольно-таки сложную ситуацию взаимного недопонимания, возникшую между двумя братьями. Вместо того чтобы любить и уважать друг друга, они почему-то вечно пытаются разжечь костер вражды и ненависти. Что касается Одина, то чаще всего ни Тор, ни Локи не могут полностью оправдать его отцовские ожидания, ведь, помимо всего прочего, на нем также лежит ответственность за все королевство Асгард. Но здесь вся суть заключается в том, что несмотря ни на что Один все равно отдаст предпочтение Тору, своему родному сыну.
Я считаю, что это очень важная тема, которая близка и понятна каждому из нас. Как видите, подобное часто случается даже в комиксах о древних богах, обитающих в далеких мирах. (Смеется.) Когда ты постепенно начинаешь смешивать семейную драму и супергероику, то все это внезапно превращается в один грандиозный эпический сюжет. Таким образом, лично мне, сценаристу и художнику, сама идея семьи помогает лучше раскрыть определенный разрыв в обязательствах Тора между Асгардом и Землей, а также уделить больше внимания его конфронтации с Локи. Разобравшись с этим, можно смело переходить к таким существенным аспектам, как отважные приключения Тора и его верной троицы воинов (которых я просто обожаю), их захватывающие поединки с Ледяными гигантами и многое другое.
— Что вы лично думаете по поводу интерпретации Тора в киновселенной "Marvel Studios"?
— Мне очень понравился первый фильм от британского режиссера Кеннета Брэны. Я посмотрел его в кинотеатре два года назад. Там ведь потрясающий актерский состав — великолепный сэр Энтони Хопкинс (Один), а рядом с ним такие молодые и талантливые ребята, как Крис Хемсворт (Тор) и Том Хиддлстон (Локи). Все они вполне достойно справились со своими ролями.
![](http://2.firepic.org/2/images/2013-11/04/qyxqf6jtjeky.jpg)
Было здорово впервые в жизни увидеть на большом экране Разрушителя во всей его мощи. Я еще со времен Джека Кирби считал, что этот персонаж по праву является одним из лучших злодеев в величественном пантеоне вселенной "Marvel". В целом меня этот фильм устраивает, но в будущем все-таки хотелось бы, чтобы создатели уделили чуть больше внимания внутренней жизни Асгарда, троице воинов и Сиф. Если честно, то мне все еще сложно себе представить, что мы живем в ту удивительную эпоху, в которой супергерои "Marvel" уже с триумфом шествуют по многочисленным киноэкранам всего мира. Я никогда раньше и не думал о том, что у Тора когда-нибудь появится своя собственная франшиза!
— Мистер Юргенс, что бы вам хотелось пожелать многочисленной аудитории КиноПоиска в заключение нашего с вами интервью?
— Я чрезвычайно польщен тем, что многие читатели в России знакомы с моим творчеством. Будем надеяться, что в ближайшее время у них появится реальная возможность открыть для себя новые аспекты моего скромного вклада в продвижение легендарной саги о могучем Торе. Желаю вам всего самого наилучшего!
@темы: Обзор фильмов, Thor, Okiniiri, Anthony ~Cherry~ Stark diary, Для справки