Я сильно заболел тобой. Лекарств нет. Искать не буду. Я буду болеть. Всю жизнь. (с)
"... В честь 50-летия комикса о Тони Старке и скорого выхода на экраны фильма «Железный человек 3» КиноПоиск представляет специальную юбилейную ретроспективу — серию интервью со знаменитыми зарубежными сценаристами и художниками, которые внесли свой вклад в создание удивительной легенды о Тони Старке."
50 лет «Железному человеку»: Интервью с Бобом Лэйтоном
50 лет «Железному человеку»: Интервью с Бобом Лэйтоном
Ян Крылов
15.04.2013
10 марта 1963 года в комиксе Tales of Suspense (# 39) великолепная четверка из издательства Marvel Comics, состоящая из молодых и креативных сценаристов Стэна Ли и Ларри Либера, а также художников Джека Кирби и Дона Хека, представила на всеобщее обозрение совершенно нового персонажа. И имя ему было Энтони Старк.
читать дальше
С самого начала своего бурного жизненного пути Тони Старк был сильной, яркой и экстраординарной личностью: технический гений-изобретатель и футурист, глава известной компании Stark Industries, успешный бизнесмен-миллиардер, непревзойденный шоумен и настоящий плейбой. Длительное время он успешно занимался разработкой и поставкой военных технологий для армии и правительства США, даже не осознавая, какой вред его разработки могут нанести людям, окажись они не в тех руках. Но вскоре Старк начинает смотреть на вещи совсем по-другому. Во время очередной военной сделки на Востоке Тони и его сопровождающие попадают под внезапный шквальный обстрел террористов. Все его близкое окружение погибает, а тяжело раненного Старка берут в плен (осколки шрапнели задевают его сердце). Враги ставят ультиматум: чтобы выжить, Тони должен за короткий срок построить для них мощное оружие.

Тем не менее Старк идет наперекор захватчикам. Он успевает создать особую железную броню, которая в итоге спасает ему жизнь и позволяет выбраться из плена. Пройдя через такое судьбоносное испытание, Старк начинает иначе смотреть на свое прошлое. Он наконец-таки прозревает, больше не желая быть продавцом смерти. С этого момента Тони переводит работу всей своей компании в совершенно иное русло: никакого оружия, а только развитие инновационных технологий в мирных целях. Старк также решает усовершенствовать свою броню, придав ей отличительный красно-золотистый оттенок и оснастив самыми последними гаджетами. И, наконец, он придумывает себе имя — Железный Человек.
Вот уже на протяжении 50 лет этот бронированный высокотехнологичный рыцарь в сверкающих доспехах с достоинством ведет непримиримую борьбу со злом, постоянно рискуя собственной жизнью во имя лучшего мира и всеобщего блага. История непобедимого Железного Человека на страницах многочисленных комиксов Marvel всегда была переполнена удивительными событиями и приключениями, невероятными взлетами и падениями.
«Возможно, мне не выжить в грядущей битве. Но если погибать, то с честью. До тех пор пока я дышу, я никогда не примирюсь с поражением (Iron Man, vol. 1, # 300)!»
В связи с 50-летием комикса о Тони Старке, а также ближайшим выходом на экраны долгожданного фильма «Железный человек 3» КиноПоиск представляет специальную юбилейную ретроспективу — серию еженедельных эксклюзивных интервью со знаменитыми зарубежными сценаристами и художниками Бобом Лэйтоном, Деннисом О’Нилом, Полом Райаном, Кевином Хопгудом, Леном Камински, Дэниэлом и Чарльзом Науфами, которые внесли свой неоценимый вклад в создание удивительной легенды о Тони Старке.

C одним из создателей Железного Человека, Бобом Лэйтоном, мы встретились в конце февраля в Лондоне на выставке London Super Comic Convention, которая является британской альтернативой Comic-Con в Сан-Диего (США). На мероприятии собрались толпы поклонников, жаждущие увидеть своих любимых художников и сценаристов. Боб Лэйтон в течение всего дня охотно давал автографы фанатам (каждые 10 минут подходило по 20—30 человек) и по заказу делал оригинальные наброски с Железным Человеком. Как оказалось, британская публика вполне в курсе комиксов, нарисованных американским художником.
Боб Лэйтон родился 25 сентября 1953 года. С детства он увлекся комиксами и по окончании школы стал заниматься публикацией популярного журнала CPL для фанов. Боба заметило издательство Charlton Comics. Потом он работал на DC Comics и лишь после этого прорвался в Marvel. Помимо «Железного человека», Лэйтон также делал истории для таких известных комиксов, как «Мстители», «Капитан Америка», «Невероятный Халк» и другие. Сейчас Боб пробует себя в Голливуде, продвигая свой новый фильм Shambler, где он выступает в качестве сценариста, продюсера и художника.
— Мистер Лэйтон, являетесь ли вы фанатом Железного Человека с самого детства? Есть ли у вас любимый художник из старой эры (1963—1970)?
— На самом деле в детстве я был сильно разочарован в Железном Человеке, потому что комикс не раскрывал полный потенциал героя. У меня уже тогда было свое представление о дальнейшем направлении серии. Будучи ребенком, я даже рисовал комиксы с Тони Старком при дворе короля Артура. Как тебе известно, эта идея получила развитие в 1981 году с сюжетом о путешествии Тони Старка и Доктора Дума (главный враг Фантастической Четверки — Прим. КиноПоиска) во времени. Когда я рассказал о моем замысле Дэвиду Микелайни (сценарист «Железного человека» и лучший друг Боба Лэйтона — Прим. авт.), то он с радостью ответил: «Просто супер! Давай напишем эту историю!»
Я вырос, обожая Железного Человека, но мне всегда казалось, что у него довольно-таки скверный прикид. Часто в детстве я читал сказки и древние легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, а потому понимал, что так называемая броня Тони Старка вовсе не похожа на броню, а скорее всего, на обычный костюм. Так что я себе тогда сказал: если представится возможность изменить броню, то я уж точно сделаю ее металлической.
Что касается художников, то мне нравился стиль Джина Колана и Джорджа Туски, но они всегда рисовали Железного Человека каким-то гибким и мягким. Меня это жутко раздражало. Но на самом-то деле это хорошо. Ты растешь с разочарованием, и, когда у тебя наконец-таки появляется шанс поработать над комиксом, можно исправить все недостатки и представить на обозрение собственное видение Железного Человека.
— Сталкивались ли вы с какими-нибудь проблемами, когда впервые начали работать над комиксом с Дэвидом Микелайни?
— Нужно помнить, что, когда нам поручили комикс, дела шли далеко не лучшим образом. «Железного человека» собирались прикрыть, а продажи полностью упали. Когда мы с Микелайни ушли из DC, Marvel предложило несколько комиксов: «Призрачный гонщик», «Железный человек» и что-то там еще. Они посчитали, что этим книгам уже нечего терять, и дали нам возможность проявить себя. Я сразу же уцепился за «Железного человека» и сказал Микелайни: «Поверь мне, лучше этого комикса ничего не будет!» Дэвид особо героями Marvel не интересовался. Ему всегда нравились Бэтмен и Супермен. Но его подход к Тони Старку был свежим и современным. Он посмотрел на то, что создали предыдущие авторы, и сказал: «Нет, так дело не пойдет. Как-то все поверхностно и плоско. Нужно начать все с нуля». Так что тот факт, что он не был фанатом Железного Человека, помог нам создать что-то оригинальное и креативное. Этому также поспособствовала наша дружба и сотрудничество, начавшееся давным-давно в DC и продолжающееся по сей день. Мы даже фильм вдвоем делаем. Ты много знаешь ребят в комикс-индустрии, которые работают на протяжении 35 лет вместе? Вот-вот!
— В самом начале вашей работы над «Железным человеком» вы представили Зал брони Тони Старка, который спустя несколько лет был использован в фильме «Железный человек 2». Как пришла в голову такая идея?
— Я всегда хотел показать Тони Старка, который постоянно что-то конструирует и обновляет. К примеру, любой парень любит чинить и возиться с машинами. Но одной машины всегда недостаточно. Тони Старку нужна специальная мастерская, в которой он сможет хранить не только старые модели, но и создавать новые. Вот так и возник Зал брони. Это было частью нашей с Микелайни общей перспективы: броня должна быть такой же убедительной, как и Тони Старк. То бишь мы переосмыслили не только Тони Старка, но и его идеи. Удивительно, но до меня другим художникам в голову приходили какие-то странные вещи. Мол, Железному Человеку нужно добавить нос на маску. Выглядело просто нелепо.

— Весь ваш период работы над «Железным человеком» в целом можно описать как сагу о падении и восхождении Тони Старка. Все началось с истории Demon in a Bottle (Iron Man, vol. 1, # 120—128). Здесь вы впервые показали читателям личные проблемы героя и его борьбу с алкогольной зависимостью. Затем в дальнейших сюжетах Железный Человек вновь предстает перед всеми в героическом свете и преодолевает все препятствия. Планировали ли вы все комикс-сюжеты с самого начала?
— Когда мы работали над «Железным человеком», у нас с Микелайни всегда был четкий план — большой сюжет на 12 выпусков. Когда-то в Marvel были ежегодные совещания, на которых мы часто думали о том, в каком направлении пойдет тот или иной персонаж. Мы продумали Demon in a Bottle еще до того момента, как все началось. Это прямо как на телевидении. У тебя есть популярное шоу, и ты планируешь весь первый сезон от начала до конца. Нашей основной задачей было проверить Тони Старка на прочность, столкнув его с различного рода проблемами.
— Совсем недавно вы говорили о том, что при создании Demon in a Bottle вам пришлось разбираться с некоторыми сложностями. Можете ли вы подробнее рассказать об этом?
— Слава Богу, с цензурой проблем не было. В 1980-е Marvel оказало невероятную поддержку в продвижении нашего комикса. Они не были против этой истории и ее публикации. Им попросту хотелось, чтобы все было четко и ясно. История Demon in a Bottle была очень неоднозначной для своего времени. Тебя еще тогда на свете не было, но комиксы того периода были достаточно вялыми. Нам было очень важно поработать над таким актуальным материалом. После окончания этой истории многие писали трогательные письма о том, как у них в семьях были люди, страдающие от алкоголизма, и как наш комикс помог родственникам этих людей понять их.

— Хотелось бы также поговорить с вами о врагах Железного Человека. Нашим читателям не все они могут быть известны, но все же: Спаймастер, Призрак и Джастин Хаммер, роль которого во втором фильме исполнил Сэм Рокуэлл. Как вы создали этих злодеев, что вас заинтриговало в каждом из них?
— Когда мы с Дэвидом получили комикс, то в первую же очередь хотели создать настоящего заклятого врага для Железного Человека, у которого бы не было никаких суперспособностей. Вот так на свет и появился Джастин Хаммер — злая версия Тони Старка. Хаммер в некотором смысле служит предостережением для героя: кем бы мог стать Тони, если бы он вовремя не прозрел? Для нас создание Джастина было очень важным процессом. Хаммер должен был быть таким же гениальным, как и Тони, но при этом мы решили, что ему не нужна своя собственная броня. Хаммер — кукловод, тайно управляющий преступными организациями и посылающий на выполнение заданий различных второстепенных врагов, таких как Спаймастер и Призрак. Они попросту злодеи по найму, лишенные какой-либо цели. Но к созданию этих ребят приложил руку не я, а Дэвид, однажды сказавший мне: «Почему бы нам не включить этих злодеев в комикс и сделать их подчиненными Джастина Хаммера? Он будет снабжать их современными гаджетами и платить за выполнение грязной работы». Задумка показалась интересной.
При создании Призрака нам пришла в голову мысль о том, что мы живем в мире, полном интриг и махинаций, где существует промышленный шпионаж. Нам показалось, что Железному Человеку нужен враг, которого можно одолеть только интеллектом, а не грубой силой. Да и само имя Призрак уж очень здорово звучит для парня, который с успехом ворует сверхсекретную корпоративную информацию, умудряясь при этом оставаться абсолютно незамеченным.

— В ваших комиксах у Тони появляются настоящая любовь (Бэтанни Кейб) и первый лучший друг (Джим Роудс). Какую роль играют эти персонажи в «Железном человеке»?
— Знаешь, одна из самых больших проблем с Marvel заключается в том, что практически каждый персонаж издательства — это либо мутант, либо какой-нибудь киборг. И мне показалось, что такому уникальному и интересному персонажу, как Тони Старк, нужен еще кто-то из нашего мира. Кто-то, кто смог бы отреагировать на все, что происходит с ним, с реалистичной точки зрения. Вот так мы и пришли к идее создания Джима Роудса, ведь у Тони никогда не было лучшего друга. Хэппи Хоган же в старых комиксах был просто его телохранителем и шофером. Он никогда не был на одном уровне с Тони, а Роуди — это другая история. Он для Старка как старший брат. Нам также хотелось найти для Тони новую секретаршу. Все эти красивые и типичные пеппер-шмеппер поттс мне никогда не нравились. А нам нужна была сильная и строгая женщина, на которую бы не действовали чары Тони. Это привело к созданию Бэмби Арбогаст в Iron Man, vol. 1, # 118. Что касается Бэтанни Кейб, то вдохновением для ее типажа послужила героиня Эмма Пил в английском телесериале «Мстители».
— Меня всегда поражало, что вы были первым, кто создал многочисленные варианты брони Железного Человека для особого назначения в комиксах. Вы эту идею развивали с самого начала, или все случилось позднее?
— Я с детства очень любил машины, так как вырос в Индиане, а это же ведь гоночная столица США. После каждой гонки увлеченно рисовал различные машины. Когда я заинтересовался Железным Человеком, я провел параллель между машинами и его броней: существуют определенные машины для определенных гонок. Одной брони недостаточно, чтобы погрузиться под воду или отправиться в космос. Для работы над «Железным человеком» мы с Микелайни всегда придерживались двух факторов: нужно обязательно добавить техническую характеристику и побольше правдоподобия. Если же какая-то броня не могла выполнять ту или иную функцию, то всегда можно было создать другую, которая бы прекрасно справлялась с поставленной задачей.

— С выходом двухсотого выпуска «Железного человека» в 1985 году вы создали броню Серебряного Центуриона, элементы которой перекочевали во второй фильм. Фанатам безумно нравится ее непохожесть на оригинал, но вы как-то всегда умалчивали об этом. Почему?
— На самом деле Marvel специально наняло меня для создания этой брони. Как ты знаешь, тогда на комиксе была другая авторская команда, и я как-то не особо хотел вмешиваться в их дела, тем не менее меня заставили разработать новые доспехи для героя. И, честно говоря, мне никогда не нравилась эта броня. Из всех существующих она для меня самая нелюбимая. Конечно же, среди фанатов она очень популярна, но для меня идея Серебряного Центуриона не соответствует всей философии и концепции технологии. Посмотри, к примеру, на iPhone. Когда я был такого же возраста, как ты, телефоны были как кирпичи. Но с каждым днем технология становится все более современной и компактной. И вот почему я был против идеи Marvel о переделывании героя: они хотели большую и массивную броню. Удивительно, но на всех конвенциях фанаты мне часто говорят о том, что это их вторая любимая броня после оригинальной. Но даже новая броня не помогла продажам комикса в то время.

— Теперь поговорим о вашей второй знаменитой и фантастической истории — Armor Wars I (Iron Man, vol. 1, # 225—232), повествующей о падении Тони Старка. Его технологию украли, и теперь он намерен вернуть ее любыми способами, даже ценой собственной жизни. Личная вендетта Железного Человека против бронированных преступников заходит слишком далеко. Героя объявляют вне закона, но он все равно продолжает бороться со злом.
— Marvel вновь пригласило меня и Дэвида, потому что положение комикса было критическим. Они верили в то, что мы исправим ситуацию к лучшему. Мы решили устроить мощную встряску всей основы Железного Человека и его системы взглядов. С того момента уже ничто не было так, как и прежде.
Тони Старк намерен спасти свою технологию из плохих рук. Таким образом, мы вновь испытываем его на прочность, ведь это же залог успеха любой истории. В этом сюжете враги существуют, чтобы пошатнуть психику героя. В итоге битва Железного Человека со своими копиями — это не настолько важно, как то, что происходит с человеком внутри брони. Мы всегда хотели, чтобы у читателей была тесная связь с Тони Старком, а не с Железным Человеком. Чтобы они могли найти частичку себя в этой экстраординарной личности. Вслед за этим сюжетом мы ввели в комикс девушку по имени Кэтлин Дейр, которая выстрелила в Тони Старка, на время парализовав его. Эта история основана на реальных событиях, произошедших со мной. Слава Богу, без выстрелов. Я встречался с одной девушкой, которая постоянно преследовала меня, когда я жил в Нью-Йорке. Как-то я рассказал об этом Дэвиду, и он предложил: «А давай с Тони Старком такое же сделаем? Будет великолепно!» Вот так и образовалась вся эта постановка. Конечно же, бывает не по себе, когда тебя кто-то постоянно достает. Странно все это…

— Мистер Лэйтон, я знаю, что вы принимали участие в разработке второго фильма о Железном Человеке с режиссером Джоном Фавро, Робертом Дауни-младшим и Сэмом Рокуэллом. Можете ли вы поделиться своими впечатлениями?
— Представители Marvel Studios пригласили меня на съемочную площадку фильма в качестве консультанта. Я помог команде поближе познакомиться с некоторыми героями и злодеями фильма, а также рассказать о том, как они были представлены в оригинальных комиксах. В частности, мы очень подробно обсуждали развитие образов Джима Роудса и Джастина Хаммера. Конечно же, у Paramount Pictures было довольно-таки странное отношение ко мне. В общем, они меня использовали для связи с общественностью и продвижения фильма. Ведь после Стэна Ли я второй человек по значимости, которого больше всего ассоциируют с Железным Человеком в Штатах. Я ничего не имею против. Они были очень добры ко мне. Меня попросили дать интервью по фильму и принять участие в нескольких публичных выступлениях. Помимо этого, были такие интересные вещи, как знакомство с составом журнала Time. Мне даже позволили написать для них статью. Затем я посетил Comic-Con в Сан-Диего в 2009 году, где меня на сцену неожиданно вытащил сам Роберт Дауни-младший. Честное слово, никаких репетиций не было!
Кстати, о Роберте. Он просто отличный парень, да и к тому же очень ответственный. Хочешь верь или нет, но Дауни прочитал все комиксы о Железном Человеке — от самых ранних до современных. Роберт знает персонажа насквозь и очень серьезно относится к этой роли. Он по достоинству оценил мой скромный вклад в развитие Тони Старка. Помню, как на съемках мы с ним часами говорили о герое и его мотивациях. А Джону Фавро я благодарен за то, что он создал эти замечательные фильмы. У него, кстати, самая любимая обложка — это та, которую я нарисовал для Iron Man, vol. 1, # 118, где Тони Старк ловит в воздухе свой чемодан с броней. Сэм Рокуэлл — тоже клевый парень. Надеюсь с ним поработать в будущем над каким-нибудь кинопроектом.

— Я слышал, что вы должны были встретиться с режиссером триквела «Железного человека» Шейном Блэком для работы над сюжетом. Как все прошло?
— Это правда. Мы должны были встретиться. Все уже было распланировано. Шейн попросил разрешение на нашу встречу у Marvel Studios, но они все отменили. Их задача — держать фильм в строжайшей секретности. Marvel не хочет, чтобы Шейн общался вообще с кем-либо из комикс-индустрии. Поэтому мне совсем не нужно, чтобы он потерял свою работу из-за одной беседы со мной.
— Мой последний вопрос: как вы считаете, почему Железный Человек является одним из самых популярных героев нашего времени?
— Тони Старк — это человек, который приближает к реальности наши сокровенные мечты о самореализации. Благодаря своей одаренности он развивает не только себя, но и весь мир, используя при этом собственные технологические разработки. Ко всему прочему, Железный Человек — это не просто имя или броня, а живой героический образ. Даже несмотря на то, что у него имеются личные демоны и страхи. Это настоящий рыцарь в сверкающих доспехах, на которого, как я думаю, мы стараемся равняться время от времени. Тони Старк является олицетворением того, что при большом усилии мы, люди, можем создать все, что только пожелаем. В конечном счете все зависит лишь от нас самих и от нашей уверенности в себе. Вот почему нам всем так нравится Тони Старк.

Интервью с Денни О`Нилом
22.04.2013
Ян Крылов
Эпоха 1980-х, несомненно, является одной из самых определяющих в многогранной истории «Железного человека». Никогда ранее Тони Старк не был настолько уязвимым. Вся его жизнь рушится прямо на глазах с появлением нового смертельного врага в лице Обадайи Стейна, а алкогольная зависимость снова дает о себе знать в самый неподходящий для него момент.
КиноПоиск рассмотрел эти и многие другие немаловажные аспекты комикса Iron Man периода 1980-х с известным американским сценаристом Денни О’Нилом — человеком, который не побоялся заглянуть в самые темные уголки личности Тони Старка.
читать дальше
Деннис О’Нил родился 3 мая 1939 года в Сент-Луисе (штат Миссури). С самого детства он проявлял явный интерес к комиксам. Неслучайно, что его карьера сложилась следующим образом: на протяжении более 40 лет О’Нил опробовал свое перо не только в профессиональной журналистике, но и в различных сферах комикс-индустрии в качестве сценариста и редактора, отдавая свое предпочтение таким крупным издательствам, как DC («Бэтмен», «Зеленый Фонарь», «Зеленая Стрела») и Marvel («Человек-паук, «Железный человек», «Сорвиголова»).
В свои 73 года Деннис О’Нил входит в совет директоров благотворительной организации The Hero’s Initiative, которая оказывает активную поддержку ветеранам — создателям комиксов прошлых лет. Также каждую среду он преподает молодым студентам класс по написанию графических новелл в Нью-Йоркском университете. Мистер О’Нил с большим удовольствием откликнулся на нашу инициативу достойно отметить 50-летие Железного Человека.

— Расскажите, что вас заинтересовало в мире комиксов и супергероев?
— Я попал в комикс-индустрию совершенно случайно. Однажды, когда я еще работал в штате Миссури, сценарист Рой Томас показал некоторые мои газетные статьи одному известному редактору из Marvel. Стэну Ли. После этого Стэн предложил мне постоянную работу в их издательстве, но только тогда, когда я успешно прошел специальный тест для авторов. Разумеется, отказаться от такого заманчивого предложения было невозможно.
— Нравился ли вам Тони Старк, он же Железный Человек, до того момента, как вы начали работать над его историей? Есть ли у вас любимые сюжеты с этим героем от предыдущих сценаристов и художников, возможно, произведшие на вас впечатление?
— Мне всегда нравился Тони Старк, но, признаюсь, он никогда не был моим любимым супергероем. Тем не менее один из редакторов Marvel, Марк Грюнвальд, дал мне отличный шанс попробовать свои силы в написании комикса о Железном Человеке. И я с радостью согласился. Что касается любимых сюжетов, то мне очень понравилась история Demon in a Bottle от Боба Лэйтона и Дэвида Микелайни. Я им во многом обязан, особенно Микелайни, ведь он был самым первым сценаристом, который затронул проблему алкогольной зависимости Старка.
— Был ли у вас определенный план или подход, который вы хотели опробовать на этом комиксе?
— Моей конкретной задачей было стремление совместить тему богатства Тони Старка и его чрезмерного употребления алкоголя. Но лично для меня самое главное при работе над любым комиксом — доставить всем читателям истинное удовольствие.
— Вы были сценаристом «Железного человека» на протяжении четырех лет (1982—1986). Тогда вам удалось представить на всеобщее обозрение подробный психологический анализ образа Тони Старка, что было совсем нетипично для комиксов той эпохи. Было ли этого времени вполне достаточно для воплощения новых оригинальных идей? Какова была реакция Marvel на ваши задумки?
— За годы моего многолетнего опыта я осознал следующее: самое лучшее время для различных плодотворных идей, как ни парадоксально, чаще всего наступает тогда, когда у комикса плохие продажи. Но, к счастью, про «Железного человека» так не скажешь. Марк Грюнвальд был отличным редактором, в отличие от других представителей Marvel, ведь он позволил нашей творческой команде пойти в таком направлении, которое сумело заинтриговать всех читателей.
— Предполагали ли вы, что ваша эпическая история про Железного Человека растянется аж на 49 выпусков (# 158; ## 160—208)? Ведь в современной комикс-индустрии редко кому из сценаристов удается проделать нечто подобное.
— По правде говоря, когда мы только-только начинали, я еще сам не знал, что эта история будет такой насыщенной. Иногда мне кажется, что мы даже несколько затянули ее.

— Расскажите поподробнее о создании персонажа Обадайи Стейна. И что им движет по жизни?
— Признаться, я практически забыл об Обадайе, пока не увидел в кинотеатре первый фильм о Железном Человеке в 2008 году. Кстати говоря, Старк и Стейн в исполнении Роберта Дауни-мл. и Джеффа Бриджеса были просто на высоте. Мы c Марком Грюнвальдом часто обсуждали мотивации данного персонажа. Наши намерения были таковы: нужно было столкнуть Тони Старка с новым достойным оппонентом, олицетворяющим его темную сторону, с продавцом смерти, который также сможет продвинуть нашу историю вперед. Жизнь для Стейна как игра в шахматы (любимое хобби злодея), где окружающие его люди — это просто пешки.
— Как вам удалось показать следующие травматические аспекты из жизни Тони Старка: его кризис личности, крах внутреннего мира и всего того, что было так дорого для него?
— Надо сказать, подобные аспекты всегда несут за собой залог успешного сюжета. По крайней мере лично для меня. История Тони Старка — это в первую очередь история о возмездии и освобождении героя. Было очень важно сохранить ту хронологическую последовательность событий, которая была заложена другими авторами в предыдущих комиксах. Таким образом, нам не нужно было напоминать читателям, что у Старка есть явные проблемы с алкоголем. Но мы хотели сделать акцент на том, что зависимость не щадит ни богатых, ни бедных. И даже такой харизматичный и успешный миллиардер, как Тони Старк, в этом случае не исключение.

— Что заставляет Тони превзойти собственные страхи и сомнения, чтобы он вновь смог взять контроль над своей судьбой?
— В 182-м выпуске (май 1984-го) мы показываем нетрезвого Тони в нью-йоркском квартале дешевых баров, где он чуть ли не погибает от переохлаждения во время сильной снежной бури. Перенесенная им в тот момент смертельная опасность олицетворяет собой начало его духовного возрождения. Но так бывает только в комиксах, а в реальной жизни все обстоит гораздо сложнее, ведь зависимые люди не всегда знают, когда им стоит остановиться.
— Какую тему вам было сложнее развивать — взлет или падение Тони Старка?
— С самого начала эти два основополагающих аспекта были ядром нашего сюжета: что происходит с непобедимым Железным Человеком, когда ты, образно говоря, показываешь трещины в его броне? Я думаю, что некоторые сценаристы допускают явную ошибку, пытаясь разделить свои истории на отдельные части.

— Расскажите о том, как происходил процесс развития персонажа Джима Роудса? Что для него значило взять на себя супергеройскую личность Железного Человека?
— Я всегда рассматривал Роудса в первую очередь как смелого и отважного человека с добрым сердцем, мастерски владеющего техникой, что объясняет его безошибочное решение в выборе профессии — стать пилотом. Он не боится прямо посмотреть в лицо опасности. Вот почему все это естественным образом сыграло определяющую роль в его перевоплощении в Железного Человека. Примечателен и тот факт, что для многих читателей и фанатов начала 1980-х именно Джим Роудс (а не Тони Старк) был их Железным Человеком.
— Как вы думаете, можно ли рассматривать Тони Старка и Обадайю Стейна как футуристов с абсолютно противоположным видением мира? Удалось ли Стейну одолеть Старка только потому, что у него был тщательно продуманный план, или же Железный Человек просто не был готов к такой неожиданной атаке?
— Скорее всего, второе. Ведь для нашего сюжета самым важным было то, что Обадайя первым наносит свой сокрушительный удар по Старку.

— Можно ли предположить, что броня Железного Человека олицетворяет собой защитную оболочку от худших страхов Тони? Или же она представляет потенциальную угрозу для своего носителя? И что важнее — человек или броня?
— С моей точки зрения, броня Железного Человека — это точная метафора психологической маскировки личности Тони Старка. Он и броня неотличимы. Первые два фильма о герое совершенно точно сумели передать этот ключевой аспект.
— Расскажите об эволюции взаимоотношений между Тони Старком и Джимом Роудсом. Какую роль сыграла в этом броня Железного Человека? Почему Тони открыл свой величайший секрет именно Роуди?
— Дело в том, что Роуди прошел через вполне заслуженную трансформацию от рядового сотрудника компании Stark Industries к своему новому и независимому супергеройскому альтер эго (Железный Человек). Что касается их общих взаимоотношений и секретов, то, скорее всего, у Тони просто не было иного выбора в этой сложной ситуации, ведь Роуди был единственным другом, которому он мог доверять.
— «Всякий, кто носит броню, — это Железный Человек» (Тони Старк, Iron Man, vol. 1 # 170). Если кто-то другой, будь то Роудс или Пеппер Поттс в современных комиксах, надевает на себя броню, то отбирает ли это оригинальность и уникальность у Тони Старка, первого Железного Человека?
— Да, это явно ослабляет саму идею Железного Человека. Но если креативная команда сценаристов и художников пожертвует этим фактором во имя экстраординарного сюжета, то почему бы и нет?
— Как вы отреагировали на перевоплощение Джима Роудса в бронированного героя по имени Воитель в начале 1990-х?
— Боюсь, что никакой реакции с моей стороны не было. (Смеется.)

— Можете ли вы поподробнее рассказать о процессе написания юбилейного, 200-го выпуска серии Iron Man — комикса, который впервые получил свое начало 10 марта 1963 года в Tales of Suspense, # 39?
— Для меня всегда было честью работать над таким авторитетным и всеми почитаемым персонажем, как Тони Старк. Тут главное — это не забывать следующее: сюжет как в юбилейном выпуске, так и во всех остальных нужно продвигать вперед очень бережно, сохраняя при этом крепкую связь с прошлыми выпусками.
— Каково вам было работать в одной команде с такими интересными художниками, как Стив Дитко, Люк МакДоннелл и Марк Брайт?
— Каждый из них по-своему уникален, так что в этом случае я не посмел бы делать никаких личных предпочтений.

— С вашей точки зрения, можно ли рассматривать идею Тони Старка о создании новой высокотехнологичной космической станции (Iron Man, vol. 1, # 205, апрель 1986-го) как живое воплощение его футуристического взгляда на будущее человечества?
— Тони Старк всегда был и будет футуристом. Следовательно, сама идея о далеком путешествии в космос и создании космической станции — это не что иное, как логическое расширение его невероятного жизненного пути.
— Интересуетесь ли вы приключениями Железного Человека в современных комиксах?
— Если честно, то нет. За всю свою жизнь я написал более 1000 сценариев, а отредактировал около 6000. Думаю, что для комикс-индустрии этого вполне достаточно. К тому же у меня есть и другие немаловажные жизненные интересы.
— И последний вопрос. Как вы думаете, почему Железный Человек до сих пор является таким популярным героем?
— Я думаю, что здесь все предельно ясно. Ведь по большому счету Железный Человек — это современный технологический супергерой. И ни для кого не секрет, что все мы сейчас живем в бурную эпоху развития высоких технологий и инноваций. А потому неудивительно, что все мы, обычные люди, время от времени оглядываемся на такую яркую экстраординарную личность, как Тони Старк.
Интервью с Полом Райаном
25.04.2013
Ян Крылов
"... Мандарин во многом равен по силе и интеллекту самому Тони Старку. Можно даже предположить, что он в некотором смысле олицетворяет собой потаенную темную сторону личности главного героя. Именно это и делает его воистину достойным антагонистом Железного человека."
читать дальше
В преддверии выхода в российский прокат фильма «Железный человек 3» КиноПоиск продолжает публиковать интервью со сценаристами и художниками, которые внесли свой вклад в создание персонажа Тони Старка. Мы уже пообщались с Бобом Лэйтоном и Денни О'Нилом. КиноПоиску удалось также связаться с известным американским художником Полом Райаном, одним из ключевых создателей «Железного человека» эпохи 1990-х.
Пол Райан родился 23 сентября 1949 года в Соммервиле, штат Массачусетс. C 11 лет он уже стремился стать художником, сильно проникшись классическими комиксами о Супермене и Фантастической Четверке. Окончив Массачусетский колледж искусства и отслужив в армии, Пол стал постепенно пробиваться в комикс-индустрию. В 1983 году издательство Charlton Comics проводило отбор среди молодых одаренных художников. Райан не терял времени даром и успешно сумел зарекомендовать себя, представив на обозрение Charlton комикс под названием BREED.
В начале 1990-х Железный человек попадает в очередной круговорот крайне неприятных событий. Его нервная система подверглась атаке смертельно опасного техно-органического вируса, что вынуждает Тони постоянно носить свою броню, дабы продержаться настолько, насколько возможно в этой ужасной ситуации: вирус медленно и мучительно подрывает его здоровье. Старк понимает, что жить ему осталось недолго, но герой не отчаивается и продолжает искать выход из сложившейся ситуации.

Вдобавок ко всему заклятый враг Железного человека Мандарин вновь дает о себе знать, не оставляя Старку никакого другого выбора, кроме как вступить в отчаянную схватку с безумцем, даже если на карту поставлена его собственная жизнь (все это происходило в комиксе Iron Man, vol. 1, # 258—279, 1990—1992).

Первая серьезная работа Пола вовсе не случайно привлекла внимание знаменитого американского художника Боба Лэйтона, предложившего Райану стать его ассистентом. Творческий опыт, полученный при работе с Бобом, позволил Полу не только усовершенствовать свой собственный стиль, но и сформировать важные связи c Marvel и DC Comics. В итоге Райану с успехом удалось поработать над такими комиксами, как «Бэтмен», «Железный человек», «Супермен», «Флэш», «Человек-паук», «Мстители» и многие другие. Ему также посчастливилось осуществить свою многолетнюю мечту: на протяжении целых пяти лет (1991—1996) он был художником «Фантастической четверки».
В наши дни Пол Райан создает интересные комиксы с участием другого небезызвестного супергероя, Фантома. Несмотря на очень плотный рабочий график, мистер Райан сумел уделить КиноПоиску немного времени для участия в юбилейном интервью.
— Почему вы решили стать художником, что заинтересовало вас в комиксах?
— Мое знакомство с комиксами началось с обычных газетных вырезок. С тех пор я стал фанатом таких героев, как Фантом (что в дальнейшем вполне удачно обернулось для моей будущей карьеры), Принц Вэлиант и Флэш Гордон. А первый настоящий комикс в моей жизни («Бэтмен») я обнаружил в нашей местной соммервильской парикмахерской. Тогда отец, заметив мой нескрываемый интерес к этому искусству, начал часто приносить домой новые выпуски с захватывающими приключениями Темного рыцаря. Повзрослев, я на сэкономленные деньги продолжал пополнение своей коллекции другими увлекательными комиксами. Постепенно я стал внимательнее присматриваться к творчеству таких легендарных американских художников, как Стив Дитко, Джек Кирби, Дон Хек и многих других. Я просто обожал все их выпуски с классическими монстрами. Это происходило еще до самого первого появления вселенной Marvel. Именно эти творческие личности оказали большое влияние на мой жизненный путь.

— Были ли вы почитателем «Железного человека» до вашей работы над комиксом в 1990-х? Есть ли у вас любимые истории от предыдущих авторов?
— У меня возникла очень тесная ассоциация с Тони Старком, когда мне только исполнилось 14 лет. В 1963 году вышел в свет Tales of Suspense (# 39), и я моментально проникся необычным бронированным супергероем. Подумать только, ведь это же был самый первый комикс с его участием! (Смеется.) Особенно мне запомнилась оригинальная стальная броня от художника Дона Хека. С моей точки зрения, следующая золотая версия от Джека Кирби была слишком тяжеловесной и неповоротливой. А вот традиционные красно-золотые доспехи от Стива Дитко понравились мне больше всего. Что касается отдельных историй, то сложно выделить какую-нибудь одну, ведь с тех пор прошло так много лет…
— Как у вас вообще получилось прорваться к комиксу про Железного человека? Стремились ли вы опробовать что-нибудь оригинальное на подобном проекте?
— Тогдашний сценарист комикса Джон Бирн дал мне полную возможность поработать над Железным человеком в качестве художника, когда он уже завершил сотрудничество с Джоном Ромитой-младшим. С Бирном мы уже ранее неоднократно пересекались в комиксах Avengers и West Coast Avengers, так что я был хорошо знаком с его подходом. В визуальном плане я всегда старался придерживаться оригинального дизайна Железного человека, а также версии Ромиты, пытаясь при этом особо не наломать дров.

— С вашей точки зрения, кто важнее — Тони Старк или его альтер эго?
— Если вы помните, во время нашей работы над комиксом Тони Старк находился в удручающем и критическом состоянии. Именно это и заставило его стать единым целым с броней Железного человека, прямо как в самых ранних выпусках Tales of Suspense. Я думаю, что в случае с Тони человек все-таки важнее машины. Ведь для изобретения таких совершенных доспехов понадобилась вся сила и мощь гениального ума их создателя. И неслучайно, что только такой герой, как Тони Старк, постоянно готов рисковать ценой собственной жизни (страдая от поврежденного сердца) ради защиты всего человечества.

— По-вашему, Железному человеку лучше работается в одиночку или в команде («Мстители»)?
— Я думаю, что Тони, как и Питер Паркер, функционирует лучше всего, когда он ни от кого не зависит. Этот герой, несомненно, обладает яркими лидерскими качествами и никогда не пойдет на компромисс, если будет до конца уверен в своей правоте.
— Сюжет The Dragon Seed Saga (Iron Man, vol. 1, # 267—275), безусловно, является одним из лучших в истории «Железного человека». Здесь Мандарин предстает перед нами в совершенно другом образе. Возникает вопрос: что делает его самым грозным врагом нашего бронированного героя?
— Спасибо за теплые слова. Мандарин во многом равен по силе и интеллекту самому Тони Старку. Можно даже предположить, что он в некотором смысле олицетворяет собой потаенную темную сторону личности главного героя. Именно это и делает его воистину достойным антагонистом Железного человека.

— В 1992 году вы приняли участие в одном из, пожалуй, самых важных событий издательства Marvel — Operation: Galactic Storm, где многие супергерои оказываются в эпицентре глобального межгалактического конфликта. Расскажите нашим читателям, что же тогда произошло с Тони Старком?
— В этом сюжете Железный человек принимает крайне важное для себя решение: вопреки здравому смыслу (резкое ухудшение здоровья), он все-таки отправляется в опасное космическое путешествие с командой Мстителей. Такова его сущность, и в этом нет никаких сомнений! Ведь только настоящий герой всегда готов сделать то, что от него требуется, никогда не думая о последствиях для собственного выживания.
— Каково вам работалось с такими талантливыми сценаристами, как Джон Бирн и Лен Камински?
— Ох, это довольно-таки сложный вопрос. Прошло много времени, с тех пор как я сотрудничал с этими джентльменами. С Джоном мне было всегда приятно работать, будь то «Мстители» или «Железный человек». Будучи одновременно сценаристом и художником, он задавал правильное направление всем сюжетам. А я в свою очередь пытался предугадать его последующие действия. В «Железном человеке», например, я имел полную свободу при создании и постановке большинства ключевых боевых сцен. Что касается Лена Камински, то он всегда сочинял потрясающие истории, часто давая меткое образное представление сущности главных героев. Он настоящий мастер своего дела, и это было заметно во всех его сценариях.
— Видели ли вы какие-нибудь фильмы от Marvel Studios? Если да, то что вы думаете о Железном человеке в исполнении актера Роберта Дауни-младшего?
— Я посмотрел все эти фильмы и нахожу их вполне достойными. По моему личному мнению, Роберт Дауни-младший представил на всеобщее обозрение настоящую эпическую квинтэссенцию Тони Старка. Дауни — просто великолепный и харизматичный актер с отличным чувством юмора. Стоит также отметить его искренние и теплые взаимоотношения с Гвинет Пэлтроу (Пеппер Поттс) в фильме.

ете ли вы выхода долгожданного триквела «Железного человека» с учетом того, что это будет кинодебют Мандарина (в исполнении сэра Бена Кингсли) — персонажа, в продвижение которого вы внесли свой личный вклад?
— Мандарин?! Да неужели? Давно уже пора! Да еще и в исполнении такого потрясающего актера, как Бен Кингсли! Я искренне надеюсь, что создатели фильма сумеют точно перенести его со страниц комиксов на большой экран и показать этого врага таким, каким он был в нашу с Бирном эпоху — величественным, опасным, сильным и беспощадным.

— Наконец, почему Железный человек даже после 50 лет существования все еще остается иконическим супергероем?
— Я думаю, что каждому парню хотелось бы быть похожим на Тони Старка, стать таким же богатым, изобретательным, создать броню, позволяющую почувствовать себя одним из самых непобедимых супергероев на свете, и, разумеется, пользоваться большим успехом у женщин. Женщины же, в свою очередь, любят Тони не за его деньги и внешность, а скорее, за его невероятную внутреннюю ранимость. Я почти уверен, что большинство мужчин, имея такое же поврежденное сердце, как у Старка, наверняка отказались бы от столь рискованного и опасного образа жизни, который он постоянно ведет в облике Железного человека.
@темы: Robert Downey Jr, Okiniiri, Iron Man, Anthony ~Cherry~ Stark diary