год - 2009
страна - Дания, Великобритания
слоган - «Тайны неизведанных земель...»
режиссер - Николас Виндинг Рефн
сценарий - Рой Якобсен, Мэттью Рид, Николас Виндинг Рефн
время - 93 мин. / 01:33
В главных ролях: Мадс Миккельсен, Александр Мортон, Стюарт Портер, Маартен Стивен, Мэтью Заяц, Гордон Браун,
Гари МакКормак, Эндрю Флэнеган, Джеймс Рэмси, Гари Льюис
... 1000 год нашей эры. Немой воин по прозвищу Одноглазый, вырывается из 10-летнего рабства. Сурово расправившись со своими мучителями, он вскоре встречает викингов, с которыми направляется в Иерусалим. По пути следования путешественники переживают страшный шторм, затем их судно попадает в необычный туман. Выбравшись из непроглядной пелены, викинги оказываются около неведомых земель…
* «Вальхалла: Сага о викинге» (англ. Valhalla Rising — дословно «Вознесение в Вальхаллу») — фильм датского режиссёра Николаса Виндинга Рефна, снятый в 2009 году. Картина состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет своё название, и повествует о мистическом путешествии крестоносцев в Скандинавии, которое приводит большинство из них к гибели на открытой ими незнакомой земле. Сам режиссёр позиционирует фильм как научно-фантастический постпанк без науки.
* Внешний облик и боевая раскраска Одноглазого свидетельствуют о том, что сам он — не викинг, а пикт. Населенные пиктами Оркнейские острова у берегов Шотландии были завоеваны скандинавами ещё в IX веке.
* В случайно открытой викингами-крестоносцами Святой земле угадывается населенная индейскими племенами Северная Америка.

Так о чем это?
Надо сказать, что мне посоветовал посмотреть сей фильм кои. Его привлекло название, связанное с его любимейшей культурой, меня - коментарии кои, то, что снято европейским режиссером и конечно ен маловажную роль сыграло то, чтов галвной роли заявлен Мадс Миккельсен
Я неравнодушен к этому актеру? несомненно.
Но все же о фильме. Он состояит из 6 частей, (Ярость, Безмолвный воин, Люди Бога, Святая земля, Ад и Жертва) и в принципе в каждой части происходит одно значительное событие. Тоесть, за полтора часа экранного времени, вы так сильно окунаетесь в древние времена, что после просмотра еще долго втыкаете в пустой экран с множеством роящихся в голове вопросов. От простого - и что это было, до насущной потребности срочно обновить свои знания столь давней истории. Честно говоря, не так уж и много я знаю об истории столь древних народов, разве что их мифы и легенды?
С несомненной жестокостью, под которой проходит вся часть Ярость - все понятно. В те времена, так и было скорее всего, если не хуже. По крайней мере не могу сказать, что жестокость в этом фильме смотриться показной либо же утрированой. Да, тебе, скорее всего, неприятно от происходящего на экране, но пожалуй больше нравиться. Для погружения в атмосферу - этого больше, чем достаточно. А если ты не можешь погрузиться в первой части, то лучше выключай телевизор. Дальше будет только тошнить, потому что ничего красивого, кроме тишины, пейзажей Шотландии, и тумана... нет. И очень знаково, что единственным, кто не боится жестокости - маленький мальчик, который будет сопровождать нашего героя по всему пути повествования.
Во второй части главный герой встречает воинов божьих, коих нам тоже показывают без всяких прикрас. Отстраненный взгляд. Ничего кроме фанатичной веры, в которой от милосердия ничего не осталось, наносной бравады и захватывающих дух планов, мы не видим. И не можем увидеть. По моему, как действовали воины креста в крестовых походах наслышаны все. Они приглашают нашего героя в крестовый поход и он дает свое молчаливое согласие. Что меня покорило, так это язычество, которое буквально сочится из всех пор у так называемых христиан. Фразы - этот мальчик принесет нам удачу, возьмем его с собой; позже - это проклятие, надо убить мальчика; я уже молчу о напитке, который принимали доблестные воины для поднятия боевого духа. Вот уж где показана истинная натура каждого из них.
В части - Люди Бога, как раз и происходит первая волна обнажения натур. Люди, попавшие в странный туман, без воды, без еды, теряют человечность, которая и так растрачена на бессмысленное уничтожение неверующих. Уставшие и обозленные они, словно соревнуются в своем сумасшествии. А когда их дрейфующее судно выносит в пресноводную реку, они словно не верят своей удаче, хотя их предводитель каждым словом полагается на Бога. Ты видишь, как люди могут быть не просто лицемерны, а они совершенно неискренни даже в своих поступках, не говоря уже о словах. Слова, которые ровным счетом ничего не значат, вера, которая не может вытеснить страхи и инстинкты....
Они пришли в Святую землю, которая была принята ими как земля Бога, а на деле оказалась Адом. И даже красота этих земель не может изменить факта, что они здесь никому не нужны. Не нужна их вера, не нужно их стремление построить новый Иерусалим. Индейцам, к которым они попали, совсем не улыбаются чужие боги,у них свои есть. И то, что по определению должно было вселить в христовых воинов уверенность, становится их погибелью, ибо нет за их душами ничего христианского. Ничего, кроме красивых слов.
Часть Ад, самая странная и самая знаковая во всем фильме. Насколько я понял перед битвой, предводитель христиан всем дает выпить напитка, коорый наверняка является какой-нибудь разновидностью наркотического дурмана. Ибо то, что происходит с людьми далее, лишает нас всякой надежды на то, что у них вообще есть души. Кто впадает в религиозный транс, да до такой степени, что лишает себя жизни; кто убивает своего друга; кто насилует; один лишь одноглазый герой стараеться сделать каирн
Агония больных душ сопровождаеться праведным гневом героя, который без всякого осжаления убивает всех, кто осквернил себя дурным поступком или помыслом, и тут ты понимаешь, что в его душе как раз и нет ненависти.... Скорее, это четкое понимание, что хорошо, а что плохо. Устав от своры христианских воинов, он уходит в лес, забирая с собой мальшика.
В последней части - Жертва, ты уже понимаешь, что произойдет. В таких фильмах не ждешь конца. Никакого. Я не о предпочтениях сейчас. Обычно, ленты подобного рода, а их не так уж и много, заканчиваются не неся с собой логического конца. Как сам фильм не несет определенного понимания, или четкого смысла. Ты сам можешь решить, что перед тобой было только что.... Скажу лишь одно - в понимании викингов одноглазый герой не может попасть в чертоги Вальгаллы, потому что не умирает в бою, как воин... он бросает оружие и идет на верную смерть, даже не защищая свою жизнь. В его жертве есть что-то от безмолвного понимания - если он будет защищатся и ему и мальчишке конец, в силу превышающей численности противника... а так мальчик останеться жив... И кто после этого истинный христианин?
Но если копнуть глубже и провести аналогию.... То надо помнить, что "В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили Валгаллу с адом. Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) — с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) — отождествлены с бесконечностью адских мук." (Википедия). Помня, что мы тут двое любителей скандинавской мифологии, описания самого значения Вальгаллы не привожу).
Практически, фильм о противостоянии язычества и христиантсва, которое только-только пришло в мир.... неся лучи добра и света. Казалось бы - вот оно счастье всем вам, ... а на повреку оказалось не таким уж и счастьем, сообенно для народов, которым это счастье навязывали силой. Если одноглазый герой, действительно паралель с Одином, то его роль становиться знаковой для всего фильма. Здесь и непобедимость, и не желание или невозможность разговора с людьми, о чем ему говорить с ними?
Фильм смотреть только тем, кто либо любит викингов и их историю... либо тем, кого привлекают актеры... или же режиссер, или же сам факт, что это не продукт Голливуда. Ибо не екшена вам, ни спецэффектов, ни женщин, ни слова о любви... разве что к людям в целом? Но с другой стороны - люди показаны как раз такими, что любить их и не за что...