Ян Крылов
"... Когда я встретился с Кевином Файги, он дал мне для ознакомления целую коллекцию выпусков комиксов и иллюстраций с Мандарином. Но при этом Кевин старался не нагружать меня традиционным видением образа злодея, созданного Marvel в 1964 году."
Бен Кингсли: «Мандарин — вероломная и опасная личность»
Бен Кингсли: «Мандарин — вероломная и опасная личность»
В середине апреля КиноПоиск принял участие в серии круглых столов в Лондоне, которые были приурочены к выходу фильма «Железный человек 3». Нам удалось подробно обсудить самые актуальные аспекты кинокартины с актерами Беном Кингсли, Доном Чидлом и Ребеккой Холл.
Круглый стол с сэром Беном Кингсли (Мандарин)
— Думаете ли вы, что наше общество в некотором смысле ответственно за возникновение такого врага, как Мандарин, только потому, что его когда-то лишили возможности напрямую высказаться?
— Нет, я в такое не верю, но это очень важный вопрос. По моему скромному мнению, вполне возможно, что общество вовсе не причастно к возникновению такого злодея, как Мандарин. Обычно за подобными людьми с оружием в руках стоит кто-то еще, удачно ими манипулирующий. Мы же все наивно думаем, что Мандарин и есть тот самый манипулятор. А он как раз-таки им и не является! Мандарин — это антигуманная, вероломная и опасная личность, с которой всегда нужно быть начеку.
— Были ли вы знакомы со вселенной Marvel до вашего участия в фильме?
— Вовсе нет. Это позволило мне создать своего персонажа буквально с чистого листа, без каких-либо предвзятых мнений, даже несмотря на всю его популярность и предыдущие версии из комиксов. Поэтому я очень серьезно готовился к роли. Когда я встретился с Кевином Файги (продюсер фильма — Прим. КиноПоиска), он дал мне для ознакомления целую коллекцию выпусков комиксов и иллюстраций с Мандарином. Но при этом Кевин старался не нагружать меня традиционным видением образа антагониста, созданного Marvel в 1964 году.
— Исполняя образ Мандарина, находили ли вы время для актерской импровизации?
— Никакой импровизации! Шейн Блэк (режиссер) и Дрю Пирс (сценарист) создали потрясающий сценарий, в котором мне нравится каждое написанное ими слово. Я всегда проявляю большой интерес к сценарию и стараюсь его придерживаться. Если я вижу, что сценарий написан лениво и без души, то вежливо отказываюсь от подобного рода проектов. Слава Богу, что в нашем случае все по-другому. К примеру, сцены, где Мандарин использует телевещание как пропаганду, уже изначально были в сюжете, так что там практически не требовалось что-либо менять.
— Как вы придумали такую необычную голосовую характеристику для Мандарина?
— Тут все зависит только от направления, данного тебе режиссером. Ведь хороший режиссер всегда знает, как нужно правильно взаимодействовать с актерами. К примеру, играя в театре пьесы Шекспира, ты часто можешь многое почерпнуть для себя, общаясь с партнерами по сцене. Ведь иногда только они могут дать единственно правильный совет. Именно это и придает тебе больше уверенности как актеру в том, что ты делаешь. И вообще у нас была отличная команда!
— К другим ролям у вас такой же подход?
— Настоящий актер всегда сумеет найти в сценарии классические обобщенные образы человеческого поведения. Вчера я беседовал с одной писательницей, создающей интересные исторические новеллы. Делая исследование для своей новой книги, она отметила следующее: с XIII, XIV и других веков эти обобщенные образы человечества так и не подверглись существенным изменениям.
— Сложились ли у вас дружеские отношения с кем-нибудь из актеров на съемочной площадке фильма?
— Да, со всеми. Особенно я хорошо сдружился с Робертом и Доном. Что касается мисс Пэлтроу, то мы пересекались только во время обеденного перерыва. К сожалению, совместных сцен у нас с ней не было. Я от души поработал с Робертом и только недавно понял, насколько ценю нашу дружбу, когда после долгого перерыва вновь встретился с ним во время промотура фильма в Москве.
— Последний вопрос: как вы считаете, важно ли для актера иметь чувство самоиронии?
— Безусловно, это очень важно! Как-то раз, отвечая на подобный вопрос, один из известных актеров сказал: «Я не воспринимаю свою работу всерьез, но самого себя я воспринимаю очень серьезно».
Круглый стол с актером Доном Чидлом (Джим Роудс / Железный Патриот)
— Есть ли у вас любимые комиксы с участием Джима Роудса?
— Практически каждый из них! Все выпуски с Роуди просто отличные. В 2009 году, когда я только получил эту роль, Marvel снабдило меня всевозможными книгами про Железного человека. Первое, что я сделал, так это сразу же отдал их на суд своей дочери. (Смеется.) Ее вердикт был таков: «Да, отлично, папа. Надеюсь, что тебе будет весело». После чего она тщательно выбрала самые лучшие комиксы, а мне, в свою очередь, лишь оставалось идти по стопам оригинального героя. Вся фишка Роуди состоит в том, что за всю многолетнюю историю персонажа у него было так много воплощений, что при работе над нашим фильмом мне было из чего выбирать.
— Была ли разница между вашим подходом к персонажу во второй части франшизы и «Железным человеком 3»?
— Не совсем. Я рассматриваю это, скорее, как продолжение его истории. В самом начале этого фильма Джим Роудс уже многое успел сделать для правительства США. И мы старались уделить этому факту больше внимания. Здесь мы затрагиваем тему возвращения двух героев (Тони и Роуди), через что им пришлось пройти, пока они не виделись, а также какие изменения претерпела их дружба. Нам нужно было поставить все на прежнее место, чтобы зритель не потерял эту сюжетную линию.
— Увлекались ли вы комиксами в детстве?
— Я тогда совсем ничего не знал о мире Железного человека, но я знал почти все о Человеке-пауке, Бэтмене, Людях Икс, Хранителях и многих других супергероях.
— Как вы думаете, связана ли напрямую огромная популярность Железного человека с выходом фильмов?
— Конечно же, все эти фильмы, несомненно, повлияли на восприятие широкой публики. И это очень заметно, когда ты встречаешься лицом к лицу с многочисленной армией преданных фанатов на Comic-Con в Сан-Диего. Когда мы дважды привозили туда наши фильмы, то буквально все заголовки местных газет только и твердили о Железном человеке. Так что фанаты по большому счету всегда могут открыто сказать тебе, что ты делаешь так, а что — нет.
— Чувствуете ли вы себя супергероем, когда на вас броня Железного Патриота?
— Нет, я чувствую себя как черепаха в панцире! (Смеется.) Иногда мне кажется, что если оставить меня одного в этой тяжелой броне, то я просто умру от голода. Ты в буквальном смысле не можешь дотронуться до собственного лица, не можешь сделать глоток воды, не можешь сделать поворот корпусом. Мне даже приходилось пить через специальную трубку, которую держал наготове один из ассистентов, а ребята из отдела спецэффектов помогали мне как-то передвигаться по съемочной площадке.
— Отличается ли режиссерский метод Джона Фавро (две первые части «Железного человека») от метода Шейна Блэка?
— Да, естественно. Для Джона Фавро эти супергеройские фильмы были не впервой. Поэтому он находился в привычной для себя рабочей атмосфере. Он всегда был доброжелателен и отзывчив по отношению ко всей съемочной группе. А вот у Шейна Блэка все было совсем иначе, ведь мы, актеры, уже неплохо знали друг друга, а он был новичком. Так что всем нам пришлось искать новый подход в личных взаимоотношениях. Огромный плюс еще и в том, что Шейн является и сценаристом, и режиссером. Так что он прекрасно знал, что и как делать при создании фильма.
— Появится ли Роуди в сиквеле «Мстителей» на этот раз?
— Я надеюсь, что да. Мы даже затронули эту тему в триквеле. В одной из первых сцен фильма юный фанат подбегает к моему герою за автографом и спрашивает: «Каково это — быть Мстителем?» На что Роуди отвечает: «Это вопрос на 30 000 долларов!» Я-то подписал контракт с Marvel на участие в «Мстителях», а вот произойдет ли это на самом деле, поживем — увидим.
— Знали ли вы, что в комиксах Железный Патриот — это Норман Осборн, один из главных врагов Человека-паука?
— Я об этом вообще ничего не знал до тех самых пор, пока настоящие фанаты в онлайне не поделились со мной подробной информацией об истинном происхождении Железного Патриота, тем, в каком выпуске появилась эта броня и прочие немаловажные детали. Мне, разумеется, пришлось все это еще и читать! (Смеется.) Обычно в таких случаях я всегда стараюсь обращаться за дельным советом к нашему эксперту по вселенной Marvel, к продюсеру Кевину Файги. Он у нас знает абсолютно все! В случае с «Железным человеком 3» так называемый Железный Патриот — это всего-навсего обновленный вариант брони War Machine. Подобные модификации часто происходят при переходе от комиксов к адаптациям на большом экране. Тем не менее если нам когда-нибудь повезет сделать еще один фильм, то я уж точно хотел бы увидеть броню в ее традиционном черно-белом исполнении.
Круглый стол с Ребеккой Холл (Майя Хенсен)
— Считаете ли вы, что ваша героиня в какой-то степени олицетворяет собой образ роковой женщины?
— Вы и впрямь так считаете?! Очень интересная мысль. Мне это нравится! (Смеется.) Я всегда люблю играть сложные образы. Скорее, это те героини, внутри которых находится нечто потаенное, что очень трудно заметить сразу. Именно такие роли и позволяют мне раскрыть весь потенциал собственного воображения. К примеру, в нашем фильме Майя проходит через ряд значительных личностных изменений. Как ученый, она занимается вопросами генетики. Когда ты исполняешь роль талантливого и оригинального человека, то перед тобой появляется уникальная возможность проявить этакую долю эксцентричности и чудачества. Подобные люди чаще всего оторваны от общества и имеют непреклонное стремление добиться своей цели во что бы то ни стало. Вот почему она очень схожа по характеру с Тони Старком. Она такая же дерзкая, находчивая и остроумная.
— Как вам работалось с Джоном Фавро, ведь у вас с ним в фильме много совместных сцен?
— Я в принципе могу адаптироваться к любой обстановке и к любому сценарию, стараясь при этом выполнять свою работу качественно. Мы с Джоном отлично проводили время на съемочной площадке и постоянно импровизировали. У Фавро просто потрясающее чувство юмора. Это было особенно заметно по их совместным сценам с Робертом Дауни-младшим. Но я пока не знаю, что из этого вошло в фильм. Конечно же, в первую очередь стоит сказать большое спасибо нашему креативному режиссеру и сценаристу Шейну Блэку за то, что он дал мне, Джону и Роберту полную свободу взаимодействия между нашими персонажами. За всю свою карьеру я, пожалуй, еще никогда не видела такой дружной и сплоченной команды единомышленников, как на «Железном человеке 3».
— Как вы отнеслись к такому большому количеству спецэффектов в фильме? Не утомляло ли это вас?
— Признаюсь, это был мой первый опыт в работе с подобными вещами. Все выглядело вполне сюрреалистично! Такие захватывающие моменты, как, например, разрушение особняка Тони Старка, производят неизгладимое впечатление не только на многочисленную армию фанатов, но и на обычную публику. Меня тогда даже немного пробило, ведь дом Старка (вместе с его секретным Залом Брони) является одним из самых знаковых символов фильма. И я тогда подумала про себя: «Господи, пожалуйста, только не это! Вы же не разрушите его?!» Но они все-таки сделали это. (Тяжело вздыхает.)
— Увлекались ли вы комиксами в детстве?
— Я тогда не знала точно, что именно подразумевают под словом «комиксы». И только несколько лет спустя я наконец-таки поняла, что все мое детство прошло за чтением историй про Астерикса и Обеликса! (Смеется.) Кстати, совсем недавно я начала изучать французский язык, в чем мне хорошо помогает чтение современных комиксов.
— Прислушивались ли вы к мнению настоящих фанатов комиксов? К примеру, к аудитории Comic-Con в Сан-Диего, знающую абсолютно все о вашей героине в «Железном человеке 3»?
— Я надеюсь, что преданным фанатам понравится Майя, так как она действительно интересный персонаж. Потому что и тинейджеров, и мужчин, и женщин может привлечь ее независимый образ жизни. Это как раз один из тех аспектов, который делает мою героиню такой умной, неординарной и необычной. Даже несмотря на то, что она работает на плохих парней.
— Есть ли разница между режиссерским подходом, скажем, Вуди Аллена и Шейна Блэка?
— Безусловно! Они оба абсолютно разные как в подходе, так и в общей стилистике. Я всегда стараюсь следовать за такими яркими личностями, как простой воин следует за своим королем. Работать с Вуди Алленом — одно удовольствие, ведь у него такая богатая иконография! Ко всему прочему, ты должен отлично понимать, о чем именно говорят его проницательные персонажи. И нам, актерам, нужно сделать все возможное, чтобы углубленно погрузиться в такое авторское видение мира. Когда я снималась у него в фильме «Вики Кристина Барселона», мы обсуждали мою героиню, и он мне дал лишь один совет: «Вот ты на площадке. Стой как хочешь, говори что хочешь — в общем, импровизируй, а я просто буду снимать тебя на камеру!» (Смеется.)
Что касается Шейна Блэка, то я уже была в какой-то степени знакома с его предыдущими работами в экшн-жанре. Мне особенно запомнился «Поцелуй навылет». Я обожаю этот фильм! До нашей первой встречи я не могла и предположить, какой важный вклад он внес в развитие американского кинематографа. Он также мастерски владеет основами детективного жанра. И это наглядно заметно в «Железном человеке 3».